Автор идеи: Владимир
Дворецкий aka Хитрый Чен
бизнес»
Издательский бизнес начинался с издания книг и газет, но сейчас он этим
не ограничивается. Почти всё то, что сейчас называется «шоу-бизнес», выросло
из издательского бизнеса. Поэтому, несмотря на то, что в этой статье в
основном имеется ввиду классическое литературное издательство, принципы
применимы и к студиям звукозаписи, и к кинокомпаниям, и даже к «контент-провайдерам».
Если отбросить всё лишнее, то издательский
бизнес – это:
1. Поиск ов и покупка ских прав на произведения ов.
2. Создание из произведения а товара.
3. Продажа товара (произведений).
4. Раскрутка и продажа ов.
Если с первыми тремя пунктами всё ясно
практически сразу, то последний требует некоторых комментариев.
В издательском
бизнесе есть две бизнес-модели:
1. Продажа товара
2. Продажа ов
Эти две модели редко когда существуют в
чистом виде. Чаще всего они сочетаются. Но вот какая особенность в сочетании
этих моделей. Крупные издательства («мейджоры») работают в основном по
первой модели – берут раскрученных ов и штампуют их произведения.
Редко когда они раскручивают новых ов. Мелкие же издательства в основном
вынуждены работать как раз с начинающими ами – ищут таланты и продают
их «мейджорам». И иногда продажа а может принести прибыли больше,
чем прибыль от продаж произведений за год.
быть «домашним»
Сразу скажу, что политика
«мейджоров» недоступна для семейного бизнеса (ну, если это только не семья
Бориса Николаевича). А вот открыть небольшое издательство можно с минимальным
начальным капиталом. Правда, при этом придётся много потрудиться. Если
же начальный капитал есть, то можно сэкономить усилия. Впрочем, это относится
ко всем стартам.
издательство, вам нужно:
1. Компьютер с выходом в Интернет и хотя
бы одним издательским пакетом (для начала может быть даже Word и PDFMaker).
2. Телефон/факс.
3. Один-два человека.
4. Некоторая небольшая сумма денег (на аванс у и услуги типографии).
1. Место для временного складирования тиража.
При определённой сноровке (или хорошо поставленной логистике) можно обойтись
и без него – придержать тираж в типографии с вывозом из типографии прямо
к оптовику и т.п. (В гараже книги лучше не хранить). Но на всякий случай,
пока логистика не отлажена, место быть должно.
2. Собственный автотранспорт. Для перевозки небольших тиражей вполне подойдёт
ВАЗовская четвёрка. Но лично я предпочёл бы либо услуги специализированной
кампании, либо доплатить типографии за доставку.
издательства:
1. Собственная полиграфическая база (у
аутсорсера всё равно будет дешевле).
2. Представительский офис (если очень будет нужно произвести впечатление,
то переговорные комнаты в
бизнес-центрах сдаются по часам).
ов у нас – каждый второй, не считая
каждого первого. Поэтому после небольшой рекламной кампании в издательстве
появится «самотёк» - присланные произведения. Присылать будут как по электронке,
так и обычной почтой (да, такие маньяки ещё остались – печатают на машинке
и присылают заказной бандеролью!) И вам потребуется не столько искать
ов, сколько ставить «фильтры». И здесь на первое место выходит личность
редактора. Даже Редактора. Это самый главный человек в издательстве. Именно
он должен отсечь откровенную халтуру, отфильтровать «середнячков» и выцепить
из самотёка потенциальный шедевр.
Как только появляется откровенный талант,
его жизненно необходимо посадить на эксклюзивный контракт. Он понадобится,
чтобы «перепродать» а. Если эксклюзивный контракт не подписывается,
то хотя бы заключитесь на несколько книг вперёд – сможете неплохо заработать.
Сказанное выше применимо не только к художественной
литературе, но и к любой другой – специализированной, литературе
по хобби, гороскопы и т.п. Даже среди этих ов существуют свои звёзды.
Как сказано чуть выше, такого быть не должно.
Но если вдруг случилось – обратите свой взор к классике. Классика неплохо
покупается (особенно если близится выход фильма или сериала по классическому
произведению, как это было с «Идиотом»). А самое главное достоинство классики
отсутствие необходимости покупки прав.
Главный принцип издательства в работе с
розницей – не работать с розницей. Лучше месяц уговаривать оптового клиента
и получить заказ на 1000 экземпляров, чем потратить день на точку и, получив
отказ в половине случаев, за месяц набрать заказов на 150 экземпляров.
Берите пример с промышленности. Аналогия
100%. Издательство = завод. Завод редко когда договаривается с розницей.
Старайтесь действовать только через оптовиков. А если интересуют данные
о продажах в конкретных точках – покупайте данные у тех же оптовиков со
своими розничными сетями.
|